Ермолицкий Александр (aermolitsky) wrote,
Ермолицкий Александр
aermolitsky

Походный дневник Ергаки 2010

Nikon D300 + Tamron 17-50/2.8 + NDx400 + polarizer + GNDx8 soft edge (iso100 26mm f/11 15s)

Походный дневник, который я вел во время пешего похода в Ергаки (1-14.8.2010).

Все имена и события изменены. Любое совпадение с реальностью случайно. Текст не художественный, если что.

1 день (1.8.2010)
День начался с бессонного ночного перелета в Абакан. В аэропорту нас встретил водитель и отвёз в милицию и в магазин. Доехали до Ергаков довольно быстро, менее чем за 3 часа. У кафе Буйба почему-то решили не останавливаться, хотя забили там встречу с остальными участниками, которые должны были приехать на автобусе. Оставили у входа в кафе записку о том, что поедем в визит-центр, а сами поехали чёрт знает куда (т.к. водитель и мы не знали, где этот визит-центр находится). Чёрт знает где оставили записку, что пошли к стоянке на Нижней Буйбе (записку, естественно, найти было невозможно). Я тогда вообще не соображал что происходит (бессонная ночь, плюс меня мутило после обеда в забегаловке на трассе). Мы распределили продукты и выдвинулись.

Первый же брод стал для большинства участников неожиданностью. Они вчетвером перешли ручей в одних резиновых сапогах. С трудом поднялись вдоль реки Нижняя Буйба в сопровождении полчищ комаров и мошек, но нужную стоянку Перекресток так и не нашли. Дошли до какой-то стоянки на другом берегу реки, но тропа дальше обрывалась, а идти вечером в неизвестность не хотелось. В общем, как оказалось, тропы на карте помечены неверно. Погода была нелётная, тучи нависали прямо над нами.

Мы рассчитывали готовить всё на газу, но газ был у Ани, с которой мы должны были встретиться у кафе Буйба. Так что ужин приготовили на костре. Еда не лезла мне в рот, я переживал из-за того, что мы не встретились с остальными (из-за чего я чувствовал себя полным мудаком). Заснул я тоже с трудом из-за нервов. В полночь меня разбудил дождь. На удивление, в палатке было тепло и сухо, даже жарко. Долго не мог заснуть из-за дождя и жары. Сашина палатка (одноместный гробик) промокла, и он перебрался в большую питерскую палатку.

За день снято 0 кадров.

2 день (2.8.2010)
Проснулись в 6:00, всё ещё шёл дождь. Мы собрались и выдвинулись к кафе Буйба. Я собрал на себе всю воду с кустов и деревьев, в итоге через 3 часа ходьбы мои штаны и ботинки были полностью мокрыми, гамаши не спасли. Когда дошли до кафе, нашли записку Алексея о том, что они ушли на стоянку Перекрёсток. Пообедав в кафе, выдвинулись туда. Саша хотел остаться на турбазе на ночь, но там не было мест, так что мы, хвала богам, не разделились.

По дороге встретили двух туристов, которые подсказали нам короткую дорогу к Перекрёстку. Она оказалась не такой, как помечено на карте. Потом по дороге встретили известную личность – Попова, - который уточнил наш путь. И вскоре мы дошли до палатки наших ребят, не дошедших до стоянки и остановившихся около небольшого водопада. Все были несказанно рады встрече :) Вечером пару раз видели солнышко и синее небо через небольшие просветы в пелене туч, но в среднем погода весь день была хмурая, часто шёл дождь.

За день снято 0 кадров.

3 день (3.8.2010)
Спал где-то 12 часов. На рассвет не вставал, поскольку рядом со стоянкой снимать было нечего. Погода по-прежнему была хмурая. Мы быстро добрались до Перекрёстка, обогнав группу Попова. Он почему-то бросил отставшую женщину с ребенком у реки, и они не могли перейти её. Пришлось помогать.

Днём была радиалка: Висячий камень, скала Орешек, перевал Художников, озеро Каровое. Нас сопровождала непогода – мы периодически попадали в облако и продувались сильным ветром. Когда добрались до перевала, погода начала улучшаться. Спустившись с перевала, я отстал от остальных и нашёл чудесный цветочный прудик – цветы в нём росли прямо под водой! У меня просто крышу снесло, когда я увидел это своими глазами.

1. цветочный прудик:

Nikon D300 + Tokina 11-16/2.8 + polarizer + GNDx8 soft edge (iso200 13mm f/8 1/25s)

(Очевидно, цветочную лужайку просто залило дождевой водой.)

Вечером погода наконец-то позволила снимать. Я забрался в болото на берегу реки и снимал оттуда закат. А ночью стало совсем ясно, и я снимал звёзды, но они не удались. Очень жалел, что поленился сходить к озеру (1.5 км от стоянки), из-за чего шыдевров не вышло.

Впервые в жизни залез на кедр, да ещё и ночью – мы вешали часть продуктов, чтобы мишка не достал.

4 день (4.8.2010)
Проснулся в 4:30, выглянул из палатки – небо было чистое, слегка залунённое и зазвезднённое. Поняв, что хорошего рассвета не будет (с нашей стороны не было вершин, которые могли быть освещены на рассвете), лёг спать дальше. Встал в 6:00, всё было в тумане. Фотографировал деревья в тумане – сюжет так себе, но лучше, чем ничего. Градиентники постоянно запотевали.

2. последние остатки тумана недалеко от стоянки Перекресток:

Nikon D300 + Tokina 11-16/2.8 + GNDx4 soft edge (iso100 12mm f/11 1/6s)

День выдался солнечным, что не могло не радовать возможностью просушить вещи. После завтрака все кроме меня пошли в радиалку на озеро Мраморное (у меня болели натёртые ноги). Я поспал, сходил к озеру Каровое и нашёл точки для съёмки заката, снова поспал, вот это жизнь! :) Ребята пришли из радиалки совсем замученные, перевал Молодёжный дался им с трудом. Почти сразу после их прихода я пошёл снимать закат на озеро. Пока дошёл, небо затянуло тучами. Больше часа я стоял как дурак у штатива, разгоняя кепкой комаров и мошек, но солнце так и не выглянуло из-за туч. Вернулся в лагерь без добычи.

5 день (5.8.2010)
Проснулся в 5:10. Тумана, на который я рассчитывал, не было. Немного поспал и встал в 5:30, за что был награждён шикарным рассветом. Съёмка сопровождалась комариным танцем – я практически не смотрел в сторону рассвета, только успевая отгонять комаров. До сих пор не понимаю, как я не скинул камеру со штативом в реку в результате энергичных маханий руками (я стоял на кочке на самом краю берега).

После завтрака выдвинулись к озеру Лазурное. При подъёме на перевал Спящий Саян я умудрился растянуть связку и в итоге дошёл до стоянки с большим трудом. После разбивки лагеря снимал озеро Лазурное, а потом сходил на соседнее озеро Таёжный глаз, оба очень красивые.

3. озеро Таёжный глаз (здесь заметен неприятный эффект, возникающий при использовании полярика и моих градиентных фильтров - коричневое пятно в правом нижнем углу):

Nikon D300 + Tamron 17-50/2.8 + polarizer + GNDx4 soft edge (iso200 24mm f/8 1/60s)

Вечером погода сделала подарок – шикарный закат. Ночью небо прояснилось и позволило снимать звёзды, что я и делал до часа ночи под песни барда с соседней стоянки. В полночь я оставил камеру на часовую выдержку и пошёл спать. Когда вернулся за ней в час ночи, все было покрыто толстым слоем росы. Звёзды снова не удались.

Это был просто идеальный день для фотографа, снимать можно было с раннего утра и до поздней ночи.

6 день (6.8.2010)
Проснулся в 5:10, погода всё ещё была ясной, но я совершенно не выспался и поленился вставать (о чём сейчас сильно жалею). В 7:00 заступил на дежурство. Несмотря на согревающую мазь и наколенную повязку, колено сильно болело. После завтрака 6 ребят пошли в радиалку на озеро Сказка, мне пришлось остаться из-за ноги. Позже Ира и Андрей вернулись, т.к. Ире стало плохо (у нас большинство людей, в т.ч. Ира, заболели). В 12:10 началась гроза с градом, градинки были до 1 см в диаметре, длилось всё это минут 15. А потом были туман и дождь, которые длились весь день до позднего вечера. Мы волновались за ребят в радиалке, т.к. они должны были проходить перевал, а в тумане это делать непросто. К счастью, ребята вернулись довольно быстро. Промокшие до нитки, они были очень рады сохранённому костру и горячему киселю.

4. озеро Лазурное:

Nikon D300 + Tokina 11-16/2.8 (iso200 11mm f/8 1/20s)

В редких перерывах между дождём я ходил фотографировать туманный пейзаж. В остальное время приходилось греться у костра. Вечером часам к десяти туман почти полностью рассеялся и на горизонте даже появилась робкая полоска заката, что внушало надежду на хорошую погоду завтра.

7 день (7.8.2010)
Ночью снова пошёл дождь. Проснулся в 5:20, снаружи палатки был туман и дождь, так что я с чистой совестью лёг отсыпаться. Встал в 10. Где-то к полудню туман стал рассеиваться, и я пошёл фотографировать Таёжный глаз. Когда я дошёл до озера, на несколько минут выглянуло солнышко (как будто специально для меня) и я успел сделать несколько кадров.

5. озеро Таёжный глаз:

Nikon D300 + Tamron 17-50/2.8 + polarizer + GNDx4 soft edge (iso200 17mm f/11 1/30s)

Лёша с Ромой сходили к перевалу на разведку, и мы решили выдвигаться к озеру Художников через перевал Тайгиш-2. До самого озера не дошли, решили остановиться перед началом курума, в 50м от избы Мечта.

В 20:00 я пошёл к озеру Художников в надежде словить закат, несмотря на:
- плохую погоду (небо было затянуто тучами)
- усталось (все-таки перевал 1а перешли)
- голод (после завтрака я ничего не ел)
- боль (моё растяжение даже и не думала проходить, из-за чего любая нагрузка на левое колено давала о себе знать; а после перевала у меня болела ещё и правая нога, из-за усталости, поскольку нагружал я её больше)
Ну вы уже догадались, что когда я спустился к озеру, начался шикарный закат :) К сожалению, мне не удалось вписать островок на озере в композицию, т.к. времени ходить и обдумывать не было.

Вечером поднялся сильный ветер. Он гудел, проходя через пики гор вокруг стоянки, и по его гулу можно было понять какой ветер будет у нас через несколько секунд.

8 день (8.8.2010)
Проснулся в 5:00, выглянул из палатки – погода была непонятная, мне показалось, что снаружи небольшой туман. Долго думал куда пойти снимать, но когда вышел из палатки всё стало ясно. Погоду можно было описать одним словом – хмарь. Походил по окрестностям до 6:00 и пошёл спать несолоно хлебавши. Встал в 11:00. К сильному ветру и низким тучам добавился мелкий дождик. Ребята развели костёр под навесом из огромного камня, под ним же мы позавтракали. Внизу в долине реки Левый Тайгиш царствовал туман. Грустный я пошёл спать.

6. вид на долину реки Левый Тайгиш с высоты нашей стоянки:

Nikon D300 + Tokina 11-16/2.8 + GNDx8 soft edge (iso200 16mm f/8 1/25s)

Пока я спал, ребята сходили в радиалку к Параболе и озеру Горных духов. Дневной сон чудесным образом подействовал на организм – я смог 15 минут ходить, не хромая как инвалид.

Сходил в сторону перевала Художников и нашёл там небольшое озеро, очень красивое. Не знаю как оно называется, пусть будет Мечта. Выбрал точки для съёмки, но заката не было.

С наступлением темноты ветер заметно усилился, и нас заволокло туманом. Я опасался, как бы ребятам не порвало палатку, т.к. порывы ветра были довольно сильные. Как потом оказалось, мне немного потрепало палатку – на ней сверху появилась царапина и несколько дырочек (похоже, на палатку с кедра спрыгнула белка или какой-то другой страшный зверь).

9 день (9.8.2010)
Проснулся в 5 утра. Ветер стих и лишь изредка возникали сильные порывы. За бортом капал дождик и стояла всё та же знакомая нам хмарь, так что я лёг спать дальше. Встал в 7:00 и пошёл дежурить. Костёр зажигал почти час – ветер всё время задувал его зачатки. Позже утром ветер окончательно стих и даже солнце немного показалось из-за облаков (кстати, было довольно красиво, и я жалел, что дежурю и не могу снимать).

После завтрака мы пошли в радиалки:
- Лёша, Рома и Андрей – на Зуб дракона;
- Оксана и Лиза – на озеро Горных духов и Цветные озёра;
- я и Аня – на озеро Горных духов и перевал Птица.
При спуске с перевала у меня сильно разболелось колено, так что я с трудом добрался до лагеря. Сам виноват, не надо было лезть на Птицу. Вернулись в лагерь последними в 17:20.

7. вид на озеро Горных духов с тропы, ведущей на перевал Птица:

Nikon D300 + Tokina 11-16/2.8 + GNDx8 soft edge (iso400 13mm f/8 1/80s)

Ребята планировали пойти завтра на Большое Буйбинское озеро. Я туда не хотел, у меня была идея остаться на стоянке и самостоятельно добраться до озера Светлое. Но я отказался от этой авантюры из-за ноги и решил пойти с ребятами. Настроение у меня было ужасное, казалось, что всё складывалось наихудшим образом (колено, погода, маршрут).

После ужина пошёл фотографировать закат на озеро Мечта. По дороге туда начался дождик, и мне пришлось укрываться от него под огромным валуном. Я получил редкую возможность просто сидеть и любоваться природой. Дождик быстро закончился, но заката не было.

10 день (10.8.2010)
Проснулся в 5:00, по палатке барабанил дождь и я лёг спать дальше. 7:00 – то же самое, только ёщё и туман. Встал в 8:00 чтобы фотографировать туман, но его уже не было, остался только дождь. После завтрака туман вернулся и продолжался весь день, похоронив наши планы на переход. Постоянно накрапывал мелкий дождик. Видимость периодически менялась от 10 до 100 метров, что давало пространство для манёвров во время съёмки. Я снимал туман несколько часов, сначала сюжеты с деревьями, потом озеро Мечта. Градиентники постоянно приходилось укрывать рукой от дождя, а камеру – постоянно протирать. В 16:00 мне это надоело и я пошёл спать.

8. наша дружная компания греется у костра под навесом огромного камня:

Nikon D300 + Nikkor 70-300/4.5-5.6 (iso100 122mm f/8 1/125s)

11 день (11.8.2010)
Проснулся в 1:23 – дождь, в 5:00 – дождь, в 9:00 – дождь. Утром туман начал рассеиваться и мы решили штурмовать перевал Художников. Т.е. ни о каком переходе на Большое Буйбинское озеро речь уже не шла, мы хотели просто завершить поход из-за длительной непогоды. В 16:50 пришли к кафе Буйба. Там нас покинули Лёша, Рома и Оксана. Мы же после длительной дискуссии решили пойти на турбазу Тушканчик и там переждать непогоду. На Тушканчике мы поселились в недостроенном неотапливаемом домике (дёшево и сердито). Температура воздуха была +6 градусов (и это ранним вечером!). Ужинали в довольно дорогом ресторане Тихий омут около турбазы Спящий Саян. Вечером кайфовали в бане.

12 день (12.8.2010)
Проснулись в 9 утра, за окном – дождь. Все дружно решили ехать в Абакан… кроме меня. Я хотел дождаться погоды и сходить на озеро Светлое. Меня не смутила даже новость о том, что на озере хулиганит мишка. Ребята позвонили нашему таксисту и через пару часов он их забрал. А я же переселился на турбазу Спящий Саян в крохотный одноместный номер. Комфорт на троечку с плюсом, но лучше, чем в недостроенном неотапливаемом домике. Часам к 16 погода начала потихоньку улучшаться, из-за пелены облаков робко выглянуло солнышко, согрев мои угасающие надежды на хорошую погоду. Я попил чаю и пошёл спать, ибо дневной сон – лучшее лекарство от растяжения.

Вечером заботливый администратор турбазы объявила мне, что мой домик отапливать не будут (я был один в домике, видимо они решили, что для одного это будет слишком жирно), так что мне выдали 2 дополнительных одеяла. Спать под тремя одеялами было очень тепло.

13 день (13.8.2010)
Проснулся в 8:10, на улице ясная солнечная погода. УРА! Позавтракал и выдвинулся на озеро Светлое. Дошёл до озера в 13:30. Дорога была сильно размыта дождями. Погода радовала – солнышко и кучевые облака. Сварил 0.5л компота из кураги и 0.5кг финских сублиматов (спасибо Саше за них!), всё это съел за один присест.

Несколько часов бродил вдоль берега озера и искал точки для съёмки. Зашёл довольно далеко, но ничего толкового не нашёл, расстроился. Нашёл откуда снимал Вершинин, но он снимал ранним летом, а сейчас уровень воды был ниже, и снимок мог получиться только хуже. Точку, откуда сделал этот кадр Камакаев, так и не нашёл, хотя место с большим количеством камней на озере только одно.

9. озеро Светлое:

К 7 вечера облака совсем исчезли, как и мои надежды на закат, расстроился ещё больше. Закат без облаков был очень невыразительным. Вечером стало довольно холодно и ветер нагнал рябь на поверхность озера. Лёг спать в 22:30.

14 день (14.8.2010)
Встал в 0:01 и фотографировал звёзды до 3 ночи. Ясное безлунное небо создавало для этого идеальные условия. Видел очень много метеоров. К сожалению, ветер не давал фотографировать отражение гор и звёзд (постоянно была рябь на воде).

10. звёздное небо над пиками Птица и Звёздный:

Nikon D300 + Tamron 17-50/2.8 (iso1600 26mm f/2.8 30s)

(Про съёмку звёзд можно почитать здесь)

Лёг спать в 3:00 часа. Проснулся в 5:20, по-прежнему ясное небо и рябь на поверхности озера. Снимать рябь не было смысла и я лёг спать дальше. Проснулся в 6:00 – то же самое. Встал в 9:00. Вышел обратно в 10:55, дошёл до Тушканчика в 13:10. Пообедал в Тихом омуте, словил попутку и приехал в Абакан, где ребята сняли квартиру. Следующим утром должны были вылететь домой, но самолёт в Москву задержали на 8 часов.

PS: Отдельное спасибо хочется сказать тем людям, которые уверяли, что в Ергаках комаров нет, и из-за которых я не взял с собой баллончик. Это, конечно, не Карелия, но комаров и мошек было немало, даже на Алтае было меньше. Сидеть без куртки было невозможно – заедали. Но даже с курткой и капюшоном они постоянно лезли в лицо, прокусывали штаны и пытались укусить камеру.