?

Log in

No account? Create an account
10 Советов как снять красивый пейзаж - Фотоблог Ермолицкого Александра
January 12th, 2012
12:38 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
10 Советов как снять красивый пейзаж
Мы привыкли жить в городах, среди бетона и стекла. Многим лишь изредка удаётся вырваться на природу, насладиться чистым воздухом, прозрачной водой и пронзительной тишиной. И поэтому каждое свидание с природой кажется особенным, его хочется запомнить надолго. Пейзажная фотография позволяет сохранить воспоминания о тех редких моментах, помогает мысленно перенестись в любимые места. Но одно дело снимать для себя, а другое – передать атмосферу места людям, которые никогда там не были. Это под силу далеко не каждому. Я попытался обобщить свой опыт в пейзажной съёмке и дать наиболее важные советы начинающим фотографам. Надеюсь, мои советы помогут вам научиться снимать очень красивый, запоминающийся пейзаж.



1. Планируйте поездку заранее


Как ни странно, работа над созданием красивого пейзажа начинается задолго до нажатия на кнопку затвора – начинается она с планирования поездки. Где бы вы ни собирались провести свой отпуск, в горах Алтая или в средней полосе на берегу озера, соберите заранее как можно больше информации об этом месте. Анализируйте спутниковые снимки и топографические карты – по ним, например, можно понять какие горные вершины будут подсвечиваться на закате или рассвете. Найдите фотографии, снятые другими людьми в этой местности – даже если они будут сняты на мыльницу, это поможет вам лучше представить себе место будущей съёмки. Выделите наиболее интересные для вас особенности местности – это может быть красивая горная вершина, или необычное дерево на берегу реки, – и сконцентрируйте своё внимание на этих объектах.

Озеро Поперечная Мульта, Горный Алтай, середина сентября.


2. Изучайте местность


Наверняка многие из вас попадали в ситуацию, когда при виде красок разгорающегося заката человек начинает суетиться и пытается снять хоть что-то, чтобы запечатлеть стремительно ускользающий свет. В такой ситуации вы обречены на неудачу. Чтобы избежать этого, посвятите всё своё свободное время изучению местности. Если вы отдыхаете на берегу озера, обойдите озеро и найдите интересные места на его берегу (например, камни, покрытые пёстрым лишайником или ручеёк, вытекающий из озера).

Прогуляйтесь по лесу или вдоль речки, заберитесь повыше по склону – где-то обязательно найдётся что-то необычное и красивое. Во время таких исследовательских прогулок делайте тестовые кадры, чтобы потом вечером можно было в спокойной обстановке просмотреть их и выбрать наиболее интересные места для съёмки. И когда в очередной раз небо загорится закатными красками, вы должны стоять на заранее выбранной вами точке с камерой наготове.

Эту точку съёмки я нашёл после нескольких часов исследования местности.


3. Пейзаж – это, прежде всего, свет


Большинство любителей предпочитают снимать в полдень, когда солнечный свет очень жёсткий. При этом фотографии, как правило, получаются плоскими, с грязными цветами и чрезмерным контрастом. А между тем солнечный свет наиболее красивый и мягкий в режимное время – на восходе и заходе солнца плюс-минус час. Старайтесь снимать в режимное время, и вы увидите, как ваши фотографии заиграют совсем другими красками.

Во время исследовательских прогулок используйте компас, чтобы понять, где будет восходить и заходить солнце – продумайте заранее, где лучше снимать рассвет, а где закат. Точное время и место (азимут) восхода и захода солнца можно узнать, например, с помощью программы The Photographer’s Ephemeris.

Редкой красоты рассвет, снятый мной в полном одиночестве – остальные туристы в это время спали. Проснувшись, они увидели лишь затянутое серыми тучами небо.

4. Фототехника


Всегда используйте штатив. Если стоит выбор: взять с собой штатив или дополнительный объектив, выберите штатив. Штатив способен превратить самую простую камеру в мощный инструмент, позволяющий снимать пейзаж в практически любых условиях. Желательно, чтобы штатив позволял устанавливать камеру на любой высоте от 20 см до 1.5-2 м. Вес штатива не так важен, если вы не собираетесь снимать при штормовом ветре.

Я советую использовать широкоугольный объектив, он наиболее востребован при пейзажной съёмке. Например, если вы снимаете на зеркальную камеру с кроп-фактором 1.5, это может быть объектив с диапазоном фокусных расстояний 10-20 или 12-24; соответственно, для полнокадровых камер – 16-35 или 17-40.

Штатив – мощнейшее оружие пейзажного фотографа.


5. Съёмка с низкого положения


Если вы нашли интересный передний план для съёмки (например, цветы или камни, покрытые мхом), попробуйте опустить камеру на штативе пониже. Это позволит акцентировать внимание на переднем плане и сделает фотографию более выразительной.

Съёмка с низкого положения (40см над землёй) позволила акцентировать внимание на цветах за счёт визуального увеличения их размера на фотографии.


6. Глубина резкости


В пейзаже все участки фотографии должны быть резкими – от травы на переднем плане до заснеженных горных вершин на заднем плане. Для обеспечения нужной глубины резкости обычно используются относительно большие значения числа диафрагмы – от f/8 до f/16. Чем больше число диафрагмы, тем больше глубина резкости. Однако следует помнить, что при больших значениях числа диафрагмы (f/16 и выше) резкость может значительно ухудшиться из-за дифракции.

Диафрагма f/13 позволила сделать резкой практически всю сцену от камней до гор.


7. Динамический диапазон


Динамический диапазон (ДД) – это разность яркостей самого светлого и самого тёмного участков сцены. При съёмке закатов и рассветов камера зачастую не справляется с большим ДД сцены, и на снимке могут появляться белые «пересветы» и чёрные «недосветы». Самый простой способ избежать подобных проблем – не снимать в контровом свете. Например, вместо того, чтобы снимать сам закат, попробуйте повернуть камеру на 90 градусов и снять освещённые последними лучами солнца горы.

ДД этой сцены значительно меньше, чем у заката, который полыхал в это время за моей спиной.


8. Объём


Хороший пейзаж должен обладать объёмом. Наши глаза всегда видят объёмную картинку, поскольку у нас есть два глаза. А вот у камеры только один «глаз», поэтому для того, чтобы фотография стала объёмной, нужно приложить усилия. Ощущение объёма на фотографии создаётся за счёт тональной и пространственной перспективы. Объём может быть усилен за счёт света. Наибольший объём достигается при боковом и контровом освещении пейзажа. Постарайтесь выбирать точку съёмки таким образом, чтобы на фотографии были как близкие объекты (передний план), так и далёкие объекты (задний план). Идеально, если есть плавный переход между различными планами, например, ручеёк, текущий от заднего плана к переднему.

Пространственная перспектива делает фотографию более объёмной. Солнечный свет, освещающий хребет под острым углом, обнажает его фактуру.


9. Вставайте рано, ложитесь поздно


Пожалуй, самый важный совет. Вставайте за час до рассвета и идите снимать вне зависимости от погоды. Я знаю, как сложно бывает встать в 4 утра и вылезти из тёплого спальника на холодный воздух, но поверьте, это стоит того. Аналогично, за час до заката идите снимать вне зависимости от погоды. Помните, что шикарные закаты с радугами бывают только после дождя, и для того, чтобы их снять, нужно изрядно помокнуть.

За час до восхода солнца шёл дождь. Трудно было представить себе, что буквально через полчаса над озером разыграется невероятной красоты светопредставление.


10. Будьте терпеливы


Красивый свет случается нечасто, и чтобы его дождаться придётся запастись терпением. Никакие советы не позволят вам создавать красивые пейзажи десятками в месяц. Даже самые лучшие пейзажные фотографы тратят в среднем 5-10 дней на создание одного кадра – это время уходит на ожидание света. Это нужно учитывать при планировании поездки – если в каком-то месте вы задерживаетесь менее чем на несколько дней, то вероятность снять красивый кадр в этом месте близка к нулю.

Озеро Таёжный Глаз, природный парк Ергаки



Специально для fototips.ru


<предыдущая статья | следующая статья >

Tags:

(39 comments | Leave a comment)

Comments
 
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:greeknick
Date:January 12th, 2012 04:46 am (UTC)
(Link)
спасибо!
[User Picture]
From:osoboemnenie
Date:January 12th, 2012 04:50 am (UTC)
(Link)
И даже ни слова про поляризационный фильтр?
[User Picture]
From:aermolitsky
Date:January 12th, 2012 05:19 am (UTC)
(Link)
Ну, я здесь много про что умолчал. Формат статьи такой.
[User Picture]
From:darkbear_ru
Date:January 12th, 2012 04:55 am (UTC)
(Link)
Спасибо, очень полезная и интересная статья
[User Picture]
From:helen_zakhtser
Date:January 12th, 2012 05:08 am (UTC)
(Link)
Спасибо, Саша, с удовольствием почитала. Твоя статья заряжает энтузиазмом!)
[User Picture]
From:kharit_on_off
Date:January 12th, 2012 05:17 am (UTC)
(Link)
Ага.
Оно всегда полезно.
И фотографии еще раз с удовольствием посмотрел, ибо тащусь от них :)
Только растопыривание переднего плана широкоугольником с низкой точки - оно конечно да, но если без злоупотреблений :)
И можно еще было бы намекнуть, что в комплект к штативу дистанционка полезна. Ну и про фильтры, да...
И что как бы ни просчитывал точку, место и прочие вводные заранее - надо всегда оглядываться по сторонам и быть готовым к любым неожиданным подаркам :))) и к импровизациям :)
[User Picture]
From:aermolitsky
Date:January 12th, 2012 05:22 am (UTC)
(Link)
Согласен, здесь каждый совет можно было бы дополнить кучей замечаний. Но хотелось оставить текст лаконичным, поэтому про многие моменты умолчал. Отдельные аспекты съёмки и обработки буду раскрывать более подробно в будущих статьях.
[User Picture]
From:audi_nn
Date:January 12th, 2012 05:20 am (UTC)
(Link)
Огромное спасибо. Очень полезно.
[User Picture]
From:kovsa
Date:January 12th, 2012 06:44 am (UTC)
(Link)
Прочитал. Осталось не лениться!
[User Picture]
From:aermolitsky
Date:January 12th, 2012 09:13 am (UTC)
(Link)
Это самое сложное. Я не лениться научился только в этом году ;)
[User Picture]
From:foto_couple
Date:January 12th, 2012 06:59 am (UTC)
(Link)
Спасибо, за советы, интересно и познавательно.
[User Picture]
From:petrushanov
Date:January 12th, 2012 07:13 am (UTC)
(Link)
Как-то так, да :) Примеры ты хорошо подобрал :)
Почти все советы, кстати, к городскому пейзажу применимы.
[User Picture]
From:aermolitsky
Date:January 12th, 2012 09:42 am (UTC)
(Link)
Согласен, все кроме 5-го применимы.
[User Picture]
From:stepbystep_hdr
Date:January 12th, 2012 08:05 am (UTC)
(Link)
в дополнении к пункту 9:
кнопка "Шедевр" находится на будильнике;)
[User Picture]
From:aermolitsky
Date:January 12th, 2012 09:43 am (UTC)
(Link)
Ну если вкратце, то так ;)
[User Picture]
From:klimovs_travels
Date:January 12th, 2012 08:07 am (UTC)
(Link)
спасибо, крайне полезно
[User Picture]
From:minoginsk
Date:January 12th, 2012 08:47 am (UTC)
(Link)
Познавательная статья. Александр,предлагаю доработать хороший пост всеж-таки с учетом уже высказанных и невысказанных дополнений своих и не только.
[User Picture]
From:aermolitsky
Date:January 12th, 2012 09:44 am (UTC)
(Link)
Будут ещё посты, где я раскрояю более подробно отдельные аспекты. Эту статью я трогать пожалуй не буду.
[User Picture]
From:max_li
Date:January 12th, 2012 09:07 am (UTC)
(Link)
Отличная полезная статья. Особенно десятый пункт =))
[User Picture]
From:serg_degtyarev
Date:January 12th, 2012 02:04 pm (UTC)
(Link)
Замечательная подборка!
Прорекламирую у себя при случае.
[User Picture]
From:serge_yakovlev
Date:January 12th, 2012 02:17 pm (UTC)
(Link)
Хорошие советы.
My Website Powered by LiveJournal.com