Ермолицкий Александр (aermolitsky) wrote,
Ермолицкий Александр
aermolitsky

Categories:

Звёздные войны


Nikon D300 + Sigma 10-20/4-5.6 (iso200 10mm f/5.6 t=40min, Финляндия, температура воздуха -20°C)

Как и обещал, рассказываю про то, как я снимаю звезды. Я не удержался, и мой рассказ перерос в небольшую статью, поэтому приготовьте чай с печеньками, усаживайтесь поудобнее в кресле у камина и жамкайте



Введение
Звёзды являются одним из наиболее трудных для съемки объектов. Свою первую фотографию со звездами я снял в Горном Алтая в июле 2008 года, и с тех пор не упускаю ни одной возможности снимать эти маленькие точечки. Тем не менее, за полтора года я не снял ни одной хорошей звёздной фотографии. Более того, за свою жизнь я видел не более десяти хороших звёздных фотографий. Хорошей я считаю фотографию с правильной композицией, которая будет смотреться хорошо и без звёзд. Т.е. я считаю, что звёзды не должны быть главным объектом, они всего лишь должны гармонично дополнять композицию. В качестве примера приведу работы известных мастеров:


© Mark Adamus (Canon 1Ds Mark III, Canon 16-35/2.8, iso3200 16мм f/2.8 t=45с) Самая яркая точка - планета Юпитер.


© Samuel Bitton (Canon 1Ds Mark III, Canon 17-40/4, iso800 20мм f/5.6 t=32 минуты)

А вот эта моя любимая:

© Yuri Matte (среднеформатная плёночная камера, iso200 f/5.6 t=3 часа)

После просмотра фотографий мастеров моя фотография в заголовке статьи кажется унылой какашкой :/



Так почему же звёзды так тяжело снимать?
Потому что есть множество проблем, которые при этом возникают, перечислю основные:

  1. Снимать звёзды нужно вдали от городов. Точнее, вдали от ярких источников света. В противном случае вы вместо звёзд сфотографируете подсвеченный городом воздух.

  2. Луна также является мощным источником света, засвечивающим воздух (даже когда ее нет в кадре!), поэтому желательно снимать в новолуние или когда луны нет на небе. С луной вы увидите гораздо меньше звёзд, чем без неё:

    Nikon D300 + Sigma 30/1.4 (iso1600 f/1.4 t=15s)
    Здесь полная луна очень сильно засветила воздух, из-за чего получился как будто дневной снимок со звёздами.

  3. Небо должно быть ясным, а воздух чистым. Поэтому лучше всего снимать в горах. Врядли вы часто бываете в горах, поэтому у вас будет немного возможностей снять звёзды.

  4. Даже тонкие, едва различимые на глаз тучки на снимке превращаются в больших непрозрачных монстров, закрывающих собой звёзды.

  5. Ночью в горах при ясном небе очень холодно, даже летом. Поэтому нужно тащить с собой много теплой одежды.

  6. На холоде аккумуляторы быстро разряжаются, поэтому нужно брать с собой пачку запасных аккумуляторов и постоянно хранить их в тепле (за пазухой).

  7. Звёзды можно снять только ночью, когда все нормальные люди спят. Вроде очевидно, но это также создает проблемы.

  8. Снимать звёзды мыльницей бесполезно. В лучшем случае получатся несколько тусклых точек на черном небе. Нужно брать тяжёлую зеркалку с хорошим светосильным объективом (дешёвый полтинник сойдет).

  9. Светосильный объектив тоже не панацея. Многие светосильные (f/1.4) объективы на краях кадра мылят и превращают точки звёзд в "птичек":

    Nikon D300 + Nikkor 50/1.4 (iso1600 f/1.4 10s)
    Чтобы полностью избавиться от "птичек" нужно прикрыть диафрагму, для данного полтинника достаточно f/2.8.

  10. Даже если у вас крутая зеркалка и суперсветосильный объектив, вы всё равно практически ничего не увидите в видоискатель ;) Так что придется наводить камеру наугад, снимая много пробных кадров, либо ставить камеру на штатив до наступления темноты, что далеко не всегда возможно. Советую купить уровень для камеры, чтобы не завалить горизонт.

  11. Автофокус бесполезен, ваша суперкрутая зеркалка не сможет сфокусироваться в темноте. Желательно иметь на объективе шкалу фокусировки и фокусироваться по ней вручную. В любом случае, лучше сделать несколько тестовых снимков и убедиться, что вы сфокусировались правильно.

  12. Встроенный в камеру экспонометр бесполезен. Все параметры нужно выставлять вручную, сначала "на глаз", а затем корректируя их по тестовым снимкам.

  13. При съёмке звёзд приходится выставлять либо большие значения ISO, либо большую выдержку (десятки минут), при этом матрица цифрового фотоаппарата начинает сильно шуметь:

    Nikon D80 + Nikkor 18-135/3.5-5.6 (iso100 18mm f/4.8 t=30min)
    Здесь налицо не только дикие шумы, но и сильное искажение цветопередачи - белые горы стали зелёными, небо покрылось цветными пятнами. К счастью, в более новых моделях цифровых фотоаппаратов дела обстоят гораздо лучше. Ну вот, теперь вы знаете, почему я продал D80 и купил D300.

  14. Для съемки с выдержкой более 30с, как правило, нужен пульт. Для Nikon пульт найти сложно, к тому же они дорогие, заразы. Хотя я знаю способ, как снимать без пульта \m/ (моя фотография в заголовке статьи снята без пульта).

  15. Земля вращается, поэтому с точки зрения наблюдателя на Земле звёзды движутся по небосклону. Из-за этого вы не сможете сделать сколь угодно большую выдержку для съёмки несмазанных звёзд.



Первых трёх пунктов достаточно, чтобы обычный человек никогда не снял ни одной хорошей звёздной фотографии. Т.о. хорошие звёздные фотографии снимают исключительно психи, одержимые фотографией :) Вы всё ещё думаете, что снимать звёзды легко? Ну тогда можете дальше не читать, идите лучше снимать свои звёздные шедевры :)



Так как же, чёрт побери, их снимать в таком случае?
Во-первых, нужно не снимать, а одевать. Побольше тёплых вещей. Не забывайте про тёплые шерстяные носки и две пары перчаток - одни тонкие, в которых можно работать с камерой, другие толстые, надеваются поверх тонких. Пальцы отмораживаются моментально.

Во-вторых, вам нужна хорошая камера и светосильный объектив. Объектив должен давать резкую картинку на открытой диафрагме. Для начала вполне сойдут Nikon D90 + Nikkor 50/1.8 или Canon 500D + Canon 50/1.8. Лучший на сегодня вариант - Nikon D3s + Nikkor 14-24/2.8 или Nikkor 24-70/2.8 или фиксы. Также нужны: штатив, пульт, уровень и запасные аккумуляторы (не покупайте китайские подделки, они сдохнут значительно быстрее и вы останетесь без шедевров!).

В-третьих, выбирайтесь из душного города в горы, только там вы сможете снять хорошую звёздную фотографию. Тренироваться можно где-нибудь в деревне, главное - подальше от городов.



Итак, вы в горах, полностью укомплектованные фототехникой, готовые выполнять мои инструкции :) Для начала, днём нужно найти точку съёмки, а лучше несколько. Ночью делать это будет гораздо труднее. Далее, вы дожидаетесь ночи с ясным безлунным небом, запасаетесь горячим чаем с плюшками в термосе, и идёте на ранее найденную точку съемки. Выбираете ручной режим съемки в камере, баланс белого выставляете также вручную (обычно 3000-4500K), сохранение снимков лучше делать в RAW формате. Выключаете автофокус. Ставите камеру на штатив и пробуете навести ее на интересующий вас объект (вершину заснеженной горы, например). Если в видоискатель ничего не видно, направляете камеру "на глазок", делаете тестовый снимок (диафрагму открыть, ISO на максимум) и по нему корректируете положение камеры, последний шаг повторяете пока не выстроите хорошую композицию. Горизонт выставляете по уровню. Фокусируетесь вручную (делайте тестовые снимки, чтобы проверить фокусировку, поскольку шкала фокусировки на объективе не всегда точно размечена). Ну всё, теперь вы готовы приступать к непосредственно съемке звёзд!

Если вы хотите снять несмазанные звёзды, как на фотографии Марка Адамуса выше, то вам нужно полностью открыть диафрагму, выставить ISO как можно выше (например, для D300 максимальное приемлемое значение ISO по моему опыту составляет 1600), и поставить максимальную выдержку, при которой звёзды еще не успеют смазаться (не забываем, Земля вращается!). Значение выдержки зависит от фокусного расстояния и удаленности снимаемых звёзд от полярной звезды. Например, при съемке на полнокадровую камеру максимальная выдержка, при которой звёзды ещё не смазываются, составляет примерно 45с для 14мм и 10с для 75мм. Экспериментируйте и подбирайте выдержку самостоятельно, проверяя смазанность звёзд при 100% увеличении на экране фотика.

Если вы хотите снять треки звёзд, как на фотографиях Винсента Фавре и Юрия Матте выше, то вам нужно немного прикрыть диафрагму на f/2.8 - f/5.6 в зависимости от выдержки, выставить минимальное значение ISO, выбрать режим BULB на фотике и выставить выдержку от 5 минут до 10 часов. Чем больше выдержка и фокусное расстояние, тем длиннее треки. Не забудьте убрать галочку в настройках фотоаппарата "Long Exposure Noise Reduction", иначе выставленная вами выдержка будет увеличена в два раза (вторую половину выдержки будет работать шумодав). Если выдержка очень длинная, можно пойти греться в теплый домик на время экспозиции. Если вы в горах, и тёплого домика поблизости нет (или вас туда не пускают), то не забывайте, что у вас есть чай с плюшками! На морозе вашего аккумулятора хватит на час, максимум два, так что попыток снять звёздные треки у вас будет немного.

Основная проблема при съемке треков - это поиск оптимальных значений диафрагмы и выдержки. Выдержку можно определить используя свой опыт, по фокусному расстоянию и необходимой вам длине треков. Например, я знаю, что на 50мм для красивых треков нужна выдержка 20-40 минут. Чтобы найти оптимальное значение диафрагмы я вначале делаю тестовый снимок на открытой диафрагме при выдержке 30 секунд и максимальной чувствительности ISO. Затем я смотрю гистограмму тестового снимка и оцениваю в уме, какой будет гистограмма при минимальной чувствительности и нужной мне выдержке. Далее оцениваю, насколько нужно прикрыть диафрагму, чтобы снимок не получился переэкспонированным. Если оценка говорит, что снимок получится недоэкспонированным даже на открытой диафрагме, увеличиваю ISO. Таким образом, вы должны уметь пересчитывать в уме параметры съемки, для этого полезно привыкать считать все в стопах. Не пытайтесь считать параметры экспозиции с большой точностью, округляйте все значения с точностью до стопа.



Ну и напоследок небольшое ноу-хау. Если у вас нет пульта, то вы можете снимать с большой выдержкой (от минут до часов) и без него! Для этого вам необходим ремень от вашей камеры (я надеюсь, он у вас есть). В режиме BULB обмотайте ремень вокруг камеры так, чтобы первый виток прошел через кнопку спуска затвора и нажал ее (для этого можно подложить что-нибудь под ремень). Сделайте как можно больше витков вокруг камеры, чтобы ремень не соскальзывал. Ремень будет продолжать жать кнопку за счет трения! Отмерьте время экспозиции с помощью стороннего таймера (например, по мобильному телефону или наручным часам) и снимите ремень с кнопки, когда время выйдет. Шедевр готов! Если у вас на камере нет ремня, или он не хочет держать кнопку, можно использовать резинку от трусов, главное никому об этом не рассказывать!



Ну вот и всё! Теперь вы знаете, что такое звёзды и с чем их едят. Экспериментируйте и у вас всё получится!

Буду рад вопросам и замечаниям. Расскажите, что нового вы узнали из статьи, и что вам было уже известно. Также приветствуются подарки, цветы и конфеты. Ну и ссылки на хорошие звёздные фотографии присылайте.


<предыдущая статья | следующая статья>
Tags: звёзды, статья
Subscribe

  • Ночь на белом ручье

    Вершина Ак-Оюк и одноимённый ручей несколько дней были нашими соседями, которыми мы не уставали любоваться ни днём, ни ночью. В переводе с тюркского…

  • Зеркальная ночь

    Ветреную и дождливую вечернюю погоду сменила тихая июньская ночь. Белуха открылась, и вместе с ней показался диск нашего Дома, Млечного Пути. Ветер…

  • Сон северной сосны

    Один кадр про небольшую сосну, подсвеченную фонариком и полярным сиянием Sony A99 + Sony 24-70/2.8 (iso1600 24mm f/2.8 20s) Россия, Кольский…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Ночь на белом ручье

    Вершина Ак-Оюк и одноимённый ручей несколько дней были нашими соседями, которыми мы не уставали любоваться ни днём, ни ночью. В переводе с тюркского…

  • Зеркальная ночь

    Ветреную и дождливую вечернюю погоду сменила тихая июньская ночь. Белуха открылась, и вместе с ней показался диск нашего Дома, Млечного Пути. Ветер…

  • Сон северной сосны

    Один кадр про небольшую сосну, подсвеченную фонариком и полярным сиянием Sony A99 + Sony 24-70/2.8 (iso1600 24mm f/2.8 20s) Россия, Кольский…